Содиков Ш.:
+7 (916) 095-94-61
Секретариат/факс:
+7 (495) 587-04-39
Соц. сети
Главная страница Пресс-центрПубликации, статьи Изготовитель наркотиков получает 3 года, а производитель 20 лет. Где логика?

Изготовитель наркотиков получает 3 года, а производитель 20 лет. Где логика?

К основным задачам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации относится пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного оборота наркотиков. Однако без качественной законодательной базы трудно бороться и невозможно добиться справедливого судебного разбирательства.

Например, согласно части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, за незаконное изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в крупном размере предусматривается наказание в виде лишения свободы от трех до десяти лет. При этом в соответствии  с частью 4 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, незаконное производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере наказывается лишением свободы на срок от 10 (десяти) до 20 (двадцати) лет.

Важно отметить, что уголовный закон не дает определения деяний «незаконное изготовление наркотических средств», и «незаконное производство наркотических средств».

Согласно же пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от  15 июня 2006 года за номером  14  "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами",  с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2010 года, 30 июня 2015 года, а также от  16 мая 2017 года, под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; а в соответствии с пунктом 12 вышеуказанного Постановления, под незаконным производством наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228.1 УК РФ) следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на серийное получение таких средств или веществ из растений, химических и иных веществ (например, производство наркотиков с использованием специального химического или иного оборудования, производство наркотических средств или психотропных веществ в приспособленном для этих целей помещении, изготовление такого рода веществ партиями, в расфасованном виде).

При этом граница между «изготовлением» и «производством» в виде объема подлежащих выявлению и изъятию наркотических средств не проведена. Как технологически   или юридически определить то, производил виновный либо изготавливал для собственного употребления наркотические средства или психотропные вещества? Какая масса запрещенных веществ должна быть изъята в расфасованном либо ином виде для определения деяния в качестве изготовления либо производства.

Давайте разберемся, что происходит на практике. Приговором судьи Рузского районного суда Московской области от 27 марта 2018 года гражданин «данные изъяты» был осужден к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, за совершение преступления, предусмотренного статьей 228.1, частью 4, пунктом «г». Как следует из приговора суда и из материалов уголовного дела, у него дома не обнаружили серийного производства наркотиков, но гражданин все же дал на следствии признательные показания, что производил наркотики для личного употребления, а в суде – уточнил, что производил и изготовлял для личного употребления, а на вопрос участников процесса он ответил суду, что не видит разницы между понятиями «изготовитель» и «производитель». Но видел ли суд данную разницу?!  В аналогичном случае, в одном из районов города Москвы подсудимого приговорили к трем годам лишения свободы, так как он показал, что производил для личного употребления, а не изготавливал (для целей сбыта).     

Чтобы уточнить лексическое значение глаголов «производить» и «изготавливать», я обращался к трудам филологов, которые однако не проводят смысловой разницы между «производить», «изготовить», «творить», «созидать», «вырабатывать», «изготовлять», «выпускать» (см. особенно в «Большом универсальном  словаре  русского языка» под редакцией В.В. Морковкина, «Словаре русского языка» под редакцией Н.Ю. Шведовой,  «Новом словаре русского языка - Толковом словаре» под редакцией Т. Ф. Ефремовой).

Я считаю, что пока мы не получим ответа на поставленные выше вопросы, невозможно обеспечение правильного и единообразного  применения законодательства при рассмотрении уголовных дел указанной категории и,  соответственно, многие  люди будут находиться на несправедливо длительные сроки в местах лишения свободы. Что касается роли адвоката по данной проблеме, то, к сожалению, у многих граждан нет финансовой возможности заключить соглашение с адвокатом. Поэтому важно решение вопроса в первую очередь на законодательном и высшем государственном уровне.   

 

Адвокат Шарбатулло Содиков